Педагог-психолог

Педагог-психолог

 

Когда ребенок идет в детский сад он не может понять и осознать причину изменившейся для него ситуации, а особенно изменившиеся взаимоотношения с мамой: «Почему она оставляет меня и уходит?» У детей в  силу их возрастных и индивидуальных особенностей может сформироваться  страх: что мама хочет оставить его, она его не любит, - так как он ее иногда не слушается и балуется.  Поэтому при расставании с мамой он сильно плачет, не отпускает ее, тем самым, показывая, как сильно он ее любит,  требуя ответных чувств,  встречных действий с ее стороны.

Родителям важно передать ребенку  истинную причину посещения детского сада: ты многое научился делать сам, ты вырос, ты можешь заниматься своими интересными занятиями, ты можешь играть с другими ребятками и т.п., а не потому, что мы тебя разлюбили, или потому, что ты  не слушаешься взрослых и т.п. Особенно актуальна такая ситуация для детей трех лет, когда появляется осознание своего «я», ребенок эмоционально неуравновешен, наблюдаются нарушения в поведении, трудности во взаимоотношениях со взрослыми.

У двух летнего ребенка период адаптации связан со страхом, который так и называется «страх оторваться от маминой юбки». Малыш  осознает изменение в физической и психологической зависимости от мамы, и подсознательно пытается  ее возвратить, т.к. происходящее взросление пугает его, он  чувствует себя незащищенным, уязвимым.

 Мы надеемся, что эта сказка поможет родителям описать ситуацию, связанную с поступлением в детский сад, а ребенку правильно ее понять.

                                                       Сказка про зайчонка, по имени  Прыг – Скок.

  В большом лесу жила-была  заячья семья: мама зайчиха, заяц папа, и их сыночек (дочка), по имени, Прыг – Скок. Родители очень любили зайчонка, а он любил их. Прыг – Скок рос умным, красивым, веселым. Он быстро научился бегать, прыгать, бросать мячик, самостоятельно кушать ложечкой, надевать шапочку и снимать носочки.

И решили родители  отвести зайчишку в детский сад, чтобы он научился рисовать, лепить, петь песенки, танцевать, а самое главное играть с другими ребятами.

В детском саду, Прыг – Скока встретила воспитательница  - большая Кенгуру. Она показала ему маленькие стульчики, столики, кроватки, умывальники, где детки кушают, спят и умываются. Потом повела его в игровой уголок, где он мог все посмотреть, потрогать, поиграть со всем, что там было интересного.

 А мама  в это время отправилась на работу в лесной магазин. Жители леса покупали там одежду, продукты, игрушки и все необходимые вещи. Маме нравилась ее работа.

Вечером, когда магазин закрывался, зайчиха забирала зайчонка из детского сада, и они шли домой.  Зайчонок рассказывал маме, чем он занимался, что ему понравилось  в группе. Мама и папа очень гордились своим сыном (дочерью), ведь теперь Прыг - Скок  мог оставаться и обходиться без родителей некоторое время, совсем как взрослый!

 

Родителям малышей

 

Навыки самообслуживания дошкольника к 3 годам

Дорогие родители?      Что должен уметь ваш малыш?

Одеваться и раздеваться, есть, пользоваться горшком, умываться, чистить зубы и вытирать руки и лицо полотенцем.         Желательно научиться самостоятельно убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду. Наберитесь терпения и не делайте за ребенка того, что он может сделать сам.

 

Как научить  ребенка  одеваться?

·        Научите малыша отличать лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю и заднюю часть.

·        Если малыш по своей доброй воле берется за одежки и старается надеть их сам, ни в коем случае не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него!

·        Планируйте свое время таким образом, чтобы вы могли чувствовать себя спокойно, пока ребенок осваивает науку одевания. Лучше встать утром на полчаса раньше, чем лишить ребенка возможности вовремя овладеть новыми навыками.

·        Если же малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его. Например, вы можете надеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше.

·        Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.

·        Призовите в помощники игрушки и развивающие пособия: игры-шнуровки, панно с молниями, клепками, завязками, липучками и пуговицами. Их без труда можно купить в магазине. Впрочем, даже маме-нерукодельнице под силу самой это изготовить. Вместе одевайте-раздевайте куклу.

·        Устройте соревнование, кто быстрее наденет носки, футболку, свитер... Можете подыграть малышу, уступив ему первенство. «Чемпион» придет в восторг, а заодно и потренируется в самоодевании. 

·        Учитывайте пристрастия малыша к определенному цвету или фасону. Прививайте вкус мягко. Ищите компромиссы.

Если ребенок все же отказывается от какой-либо одежды, убедитесь в том, что она достаточно комфортна. Возможно, это вовсе не каприз, и малышу натирает кожу этикетка, грубый шов, сдавливает резинка или колет  шерстяной свитер.

 

О естественном

    Если малыш еще мал и не умеет пользоваться горшком, приучите его сообщать о мокрых штанишках или, что еще лучше, о возникшей потребности. Иначе воспитательница может заметить происшедшее только через несколько часов, и на коже ребенка появится раздражение. Если ваш кроха ходит «по большому» регулярно в одно и то же время, предупредите об этом воспитательницу.

  Как научить ребенка пользоваться горшком?

            В возрасте примерно двух лет большинство малышей уже способно контролировать свои естественные потребности. А если нет?..

 

Чего нельзя делать:

·        держать на горшке подолгу (насилие – не лучший способ привить «любовь» к горшку);

·        покупать горшки в форме зверюшек и т.п. (многие дети отказываются в них ходить, воспринимая их именно как очередную игрушку);

·        ругать за мокрые штанишки (в возрасте полутора лет большинство детей и без того ощущают от них дискомфорт);

·        придавать этим процедурам слишком большое значение, фиксировать внимание ребенка больше необходимого (в том числе и слишком уж бурно выражать восхищение его успехами).

 

Пусть малыш знакомится с работой собственного тела. Для этого позволяйте ему какое-то время ходить по дому голышом (если ваши педагогические принципы это позволяют). По мнению психологов, это может ускорить процесс обучения «горшочному» навыку.

 Если Ваш ребенок никак не может овладеть премудростью использования горшка, не отчаивайтесь. Как правило, малыш, глядя на других детей, сам отказывается от подгузников, и начитает пользоваться горшком.

 

 

Как помочь тревожному ребенку?

Анализ современной литературы, посвященной проблемам детской тревожности, и опыт консультирования позволяют представить причины развития тревожности у детей следующим образом:

отсутствие у детей ощущения физической безопасности;

отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;

ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги;

к ребенку предъявляются завышенные требования;

авторитарный стиль общения взрослого с ребенком;

негибкая, догматическая система воспитания;

неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;

противоречия между высокими притязаниями, вызванными захваливанием и реальными возможностями детей.

Сегодня, к сожалению, существует тенденция роста неполных семей и семей с одним ребенком. При этом замечено, что наиболее подвержены развитию тревожности единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. В семьях, где присутствует эмоциональное напряжение, также создаются условия для развития тревожности у ребенка. Дети старшего дошкольного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей.

У детей младшего дошкольного возраста тревожность – явление редкое и, как правило, носит невыраженный характер. Чем старше ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Если маленьких детей беспокоят сверхъестественные чудовища, прорывающиеся к ним через порог подсознания, то старших дошкольников уже будет беспокоить ситуация, связанная с насилием, ожиданием, насмешками.

Тревога далеко не всегда выступает в явной форме, поскольку является довольно тягостным состоянием. И как только она возникает, в душе ребенка включается целый набор механизмов, которые «перерабатывают» это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Это может неузнаваемо изменить всю внешнюю и внутреннюю картину тревоги.

Самый простой из психологических механизмов срабатывает практически мгновенно: лучше бояться чего-то, чем неизвестно чего. Так возникают детские страхи. Страх – «первая производная» тревоги. Его преимущество в его определенности, в том, что он всегда оставляет какое-то свободное пространство для маневра. Если, например, ребенок боится собак, то можно гулять там, где собак нет, и чувствовать себя в безопасности. Хотя страх по сравнению с тревогой дает несколько большее чувство безопасности, все же и это состояние, жить в котором трудно. Поэтому, как правило, переработка тревожных переживаний на стадии страха не заканчивается. Чем старше дети, тем реже проявления страха, и тем чаще – другие, скрытые формы проявления тревоги.

У некоторых детей эту защитную функцию выполняют определенные ритуальные действия, которые «охраняют» их от возможной опасности. Примером может служить ребенок, старающийся не наступать на стыки бетонных плит и трещины в асфальте. Отрицательная сторона таких ритуалов – некоторая вероятность перерастания подобных действий в неврозы навязчивости.

Однако, необходимо учитывать, что тревожный ребенок ведет себя так не для того, чтобы позлить или позабавить родителей, он просто не нашел другого способа борьбы с тревогой. При всей неадекватности и нелепости таких способов их нужно уважать, не высмеивать, а помогать ребенку другими методами «отреагировать» свои проблемы, нельзя разрушать «островок безопасности», ничего не давая взамен.

Прибежищем многих детей, их спасением от тревоги является мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его неудовлетворенные потребности. Сама по себе фантазия – замечательное качество, присущее детям, позволяющее человеку выходить за пределы действительности, строить свой внутренний мир, не скованный условными рамками, творчески подходить к решению различных вопросов. Однако фантазия не должна быть полностью оторвана от реальности, между ними должна быть постоянная взаимосвязь.

Фантазии тревожных детей, как правило, лишены этого свойства. Мечта не продолжает жизнь, а скорее, противопоставляет себя ей. Если в жизни ребенок необщительный, у него мало друзей, то в мечтах он является лидером детской компании и совершает героические поступки, вызывающие у всех восхищение. То, что такие дети, на самом деле могли бы достичь предмета своих мечтаний, их, как ни странно, не интересует, даже если это стоит незначительных усилий. Реальные их достоинства и победы ждет та же участь. Они, вообще, стараются не думать о том, что есть на самом деле, поскольку все реальное для них наполнено тревогой. Реальное и фантазийное у них меняется местами: они живут именно в сфере своей мечты, а все, что за пределами этой сферы воспринимается, как тяжелый сон. Однако, такой уход в иллюзорный мир недостаточно надежен – рано или поздно требования большого мира ворвутся в мир ребенка и нужны будут более эффективные методы защиты от тревоги.

Изучая детский возраст, Эрик Берн – известный психолог, популяризатор психотерапии -  пришел к выводу, что есть тревожные дети, которые приходят к простому умозаключению, - чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. Поэтому агрессивное поведение часто бывает формой сокрытия личной тревожности. Тревожность иногда очень трудно разглядеть за агрессивностью. Самоуверенные, агрессивные, при каждом удобном случае, унижающие других, тревожными отнюдь не выглядят. И, тем не менее, нередко в глубине души у таких детей скрывается тревога. А поведение и внешний вид – лишь способы избавления от чувства неуверенности в себе, от сознания своей неспособности жить, как хотелось бы.

Другой часто встречающийся исход тревожных переживаний у детей детально описан в книге Е.М. Волкова «Трудные дети или трудные родители?». Это пассивное поведение, вялость, апатия, безынициативность. Конфликт между противоречивыми стремлениями разрешается отказом от любых стремлений. «Маска» апатии еще более обманчива, чем «маска» агрессии. Апатия часто является следствием безуспешности других способов адаптации, когда ни фантазии, ни ритуалы, ни даже агрессия не помогают справиться с тревогой. Но апатия и безразличие – это чаще всего следствие завышенных требований и чрезмерных ограничений. Если ребенок ничего не хочет делать сам, значит, родителям надо тщательно пересмотреть свои требования. Выход из апатии возможен только через преодоление конфликтных переживаний. Следует предоставить ребенку полную свободу, проявления любой инициативы, поощрять любую его активность.

А.И. Захаров, изучая развитие тревожности у дошкольников, отмечает, что тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя низким и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Эти дети часто испытывают двигательное возбуждение: теребят одежду, манипулируют чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к привычкам невротического характера: они грызут ногти, выдергивают волосы. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Таким образом, тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. Задача взрослого  - помочь ребенку справиться с неприятным состоянием:

Обратить внимание, как это ни банально прозвучит, на душевный дискомфорт ребенка. Тревожный ребенок не обратится сам за помощью.

Оказать поддержку, дать понять ребенку, что он не один, рядом с ним человек, который поможет и защитит.

Помочь найти выход тревожащим мыслям, образам и чувствам через символические действия: игра, лепка, рисование, танец, сочинение сказок…

Если потребуется обратиться за помощью к психологу.

Все это поможет создать соответствующие условия, чтобы снизить  уровень тревожности у ребенка.

ст.воспитатель Сабурова О.В.

Дата последнего обновления страницы 22.04.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»