Педагогический совет № 4 от «29» мая 2018г. |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МКДОУ д/с №229 «Жаворонок» ________ Л. Н. Добровольская «_____» ___________2018г. |
Паспорт
по безопасности дорожного движения
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждение города Новосибирска «Детский сад № 229 общеразвивающего вида «Жаворонок» с приоритетным осуществлением физического и художественно-эстетического развития детей»
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Общие сведения.
II. Типовые схемы организации дорожного движения
1. Район расположения ДОУ, пути движения транспортных средств и детей (воспитанников). Организация дорожного движения в непосредственной близости от образовательного учреждения с размещением соответствующих технических средств, маршруты движения детей и расположение парковочных мест.
III. Система работы педагогического коллектива детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
IV. Внутренние локальные акты учреждения
V. Методическая база ДОУ по ПДД
VI. Приложения
Общие сведения
Наименование ДОУ муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 229 общеразвивающего вида «Жаворонок» с приоритетным осуществлением физического и художественно-эстетического развития детей»
Тип ДОУ Дошкольное образовательное учреждение
Юридический адрес ДОУ: 630900, г. Новосибирск ул. Новоуральская ул., д.4а
Фактический адрес ДОУ:
630900, Российская Федерация, Сибирский федеральный округ, Новосибирская обл., Новосибирск г., Новоуральская ул., д.4а
630900, Российская Федерация, Сибирский федеральный округ, Новосибирская обл., Новосибирск г., Солидарности ул., д.70а
Руководители ДОУ:
Добровольская Людмила Николаевна, 274-79-41
Заместитель заведующей по учебно - воспитательной работе
Сабурова Оксана Викторовна, 205 – 58- 66
Заместитель заведующей по административно – хозяйственной работе
Князева Людмила Александровна, 205 – 58 - 68
Начальник управления образования администрации Калининского района города Новосибирска
Мочалов Виктор Иванович
Ответственный работник за мероприятия по профилактике
детского травматизма
Звонарева Наталья Петровна
Количество воспитанников 410
Наличие уголка по БДД имеется в каждой возрастной группе
Наличие площадки по БДД на территории детского сада
Режим работы ДОУ: все группы работают с 7.00 до 19.00 при 12-часовом пребывании ребенка в ДОУ
Наличие автобуса в ОУ: нет
Владелец автобуса: нет
Телефоны оперативных служб:
Единый телефон служб спасения и помощи - 112 (с любого телефона)
Пожарная охрана – 01 (с мобильного телефона- 010)
Полиция - 02 (с мобильного телефона- 020)
Скорая медицинская помощь – 03 (с мобильного телефона- 030)
Аварийная газовая служба – 04, 201-55-04 (с мобильного телефона – 040)
Дежурная часть отдела полиции № 4 «Калининский» УМВД по городу Новосибирску 02, 232-20-02, 232-19-61,
Диспетчер СПЧ ФПС ГУ МЧС России по НСО 274-12-11.
План – схема района расположения ОУ,
пути движения транспортных средств и детей (воспитанников)
Пояснительная записка к схеме района расположения
образовательного учреждения, пути движения транспортных средств и детей (воспитанников).
Данная схема необходима для общего представления о районе расположения МКДОУ д/с № 229 «Жаворонок». Для изучения безопасности движения детей на схеме обозначены наиболее частые пути движения детей (воспитанников) от дома (от отдаленных остановок маршрутных транспортных средств) к ДОУ и обратно.
Территория, указанная в схеме, включает в себя:
- МКДОУ д/с № 229;
- жилые дома, в которых проживает большая часть детей (воспитанников) дошкольного учреждения ;
- автомобильные дороги и тротуары;
- пути движения детей (воспитанников) в/из дошкольного учреждения;
- остановка общественного транспорта;
- название улиц и нумерация домов.
При исследовании маршрутов движения детей необходимо уделить особое внимание опасным зонам, где часто дети (воспитанники) пересекают проезжую часть не по пешеходному переходу.
Ш. Система работы педагогического коллектива детского сада
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
1.Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма в МКДОУ строится согласно утверждённому годовому плану. Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения осуществляется в соответствии с программой Н.Авдеевой, О.Князевой, Р. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста.
В учреждении разработаны нормативная документация и методические разработки по этому направлению:
1. План работы ДОУ по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.
2. Перспективные планы работы по профилактике ДДТТ по всем возрастным группам.
3. Сценарии праздников и развлечений.
4. Анкеты, консультации и рекомендации для родителей по профилактике ДДТТ.
5. Плакаты, стенды по профилактике ПДД.
Основные задачи, над которыми работает коллектив ДОУ, следующие:
1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
2. Формировать у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.
3. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Педагоги ДОУ разрабатывают тематический план с использованием разнообразных методов и форм ознакомления дошкольников с Правилами дорожного движения; план работы с родителями, с детьми.
Работа проводится в системе, постоянно. Она логическим путем входит во все виды детской деятельности и реализуется через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.
® Непосредственно образовательная деятельность по правилам дорожного движения проводится в 1 младшей группе 1 раз в месяц.
® Во 2 младшей группе проводится непосредственно образовательная деятельность 1 раз в месяц. Дидактические игры, прогулки, чтение художественной литературы проводятся в свободной деятельности.
® В средней группе непосредственно образовательная деятельность проводится 1 раз в месяц. В течение месяца в свободной деятельности проводятся: дидактические игры, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, организуются сюжетно – ролевые, настольно – печатные игры.
® изучение ПДД с детьми старшего дошкольного возраста проводится в непосредственно образовательной деятельности – 1 раз в неделю кроме этого проводится непосредственно образовательная деятельность по рисованию, аппликации, конструированию согласно календарно – тематическому планированию. В течение месяца с воспитанниками проводятся: дидактические игры, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов, организуются сюжетно – ролевые, настольно – печатные игры, игры с макетом перекрестка, ручной труд, организуются праздники, развлечения, акции, викторины, конкурсы.
В процессе обучения детей Правилам дорожного движения значительное место отведено практическим формам обучения: наблюдению, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатели осуществляют инновационные подходы в данном направлении и реализует поставленные задачи.
В ДОУ воспитанники имеют возможность при помощи мультимедийного диска «ПДД для детей» получить знания о правилах дорожного движения в увлекательной и веселой форме. Имеется подборка мультфильмов о ПДД.
Неотъемлемой частью работы ДОУ является проведение развлечений по ПДД. Проводятся развлечения «Школа безопасности», «Путешествие в страну Дорожных Знаков».
Педагоги ДОУ знакомят детей с произведениями художественной литературы, которая эмоционально, ярко, доступно на примерах знакомит с Правилами дорожного движения, культурного общения в транспорте, развивает зрительское и слуховое восприятие, речь детей.
В детском саду накоплен практический опыт по проведению такой формы работы, как встреча воспитанников и родителей с инспектором ГИБДД.
В ДОУ сложилась система взаимодействия дошкольного учреждения по профилактике дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников. С целью формирования у дошкольников знаний, умений, навыков безопасного поведения на улице в дошкольном образовательном учреждении проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:
|
® родительские собрания: «Соблюдаем ПДД», «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых»; ® беседы с родителями «Берегите юных пассажиров», «Как вести себя, чтобы не случилось беды» с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия; ® беседы с родителями «Берегите юных пассажиров», «Как вести себя, чтобы не случилось беды» с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия; ® консультации для родителей «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых», «Как сделать дорогу в детский сад безопасной»; |
|
Работа с родителями по данному направлению дает положительные результаты – за годы нашей работы по обучению детей Правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение Правил движения нашими воспитанниками. В группах для детей созданы Уголки дорожного движения. Здесь сосредоточены художественная литература и серии картин, дидактический материал, дидактическое панно. «Лего – конструкторы», крупногабаритный макет улиц со зданиями, сквером, дорогой, дорожными знаками, чудо -ковры «Дорожное движение» используются для практического усвоения знаний по правилам дорожного движения. Имеются пособия и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Изучаем правила дорожного движения», Улицы города», для настольных игр «Дорожное движение», «Азбука дорожного движения». На настольных и настенных панно моделируются ситуации на дорогах, которые дети решают, тем самым учатся в практической деятельности находить правильные пути решения поставленных задач и знакомятся с правилами дорожного движения. В группах имеются дидактические игры по безопасности: «Как избежать неприятностей», «Малыши – крепыши», а также дидактические игры по изучению ПДД: «Умный шнурок» (дорожные знаки), «Учим дорожные знаки», «Внимание, дорога!» «Азбука пешехода», Вместе с детьми организуются сюжетно – ролевые игры («Автобус», «Автопарк», «Светофор»), здесь дети в практической деятельности осваивают азы правил поведения на дорогах. На площадке детского сада сделана разметка пешеходного перехода. С помощью игровых транспортных средств (машины, велосипед) в непосредственно образовательной деятельности и в играх дети знакомятся со значениями дорожных знаков и правилами движения.
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
2. Перспективный план занятий по обучению детей II младшей группы безопасному поведению на дороге.
Дата |
Тема |
Программное содержание |
Сентябрь |
«Как Крош к Барашу в гости ходил». |
Формировать основные понятия, умения и навыки ориентировки в пространстве. Продолжать учить детей сравнивать предметы по их размеру. |
Октябрь |
«Как Копатыч урожай собирал». Аппликация. |
Научить детей различать цвета и форму предметов. Развивать умение детей составлять рассказ из 3 – 4 предложений, пользуясь схемой. Учить наклеивать готовые формы. Воспитывать желание помогать другим. Развивать внимание. |
Ноябрь |
«Бараш и трехглазое чудище» |
Познакомить детей со светофором, его назначением. Формировать умение детей начинать и заканчивать движение по сигналу. Закрепить умения ориентироваться в пространстве, знания цветов. |
Декабрь |
«Как Лосяш и Кар Карыч в город пошли» |
Познакомить детей с различными видами транспорта. |
Январь |
«Грузовой и легковой автомобили». Аппликация «Цветные машины». |
Научить детей различать легковой и грузовой автомобили. Познакомить с основными частями легкового и грузового автомобилей. Уточнить знания о работе шофера. Закрепить знания цветов, способа передвижения автомобилей. |
Февраль |
«Изобретатель Пин». |
Познакомить детей с трамваем и троллейбусом, с их составными частями. Развивать умение анализировать, сравнивать. Воспитывать наблюдательность. |
Март |
«Автобус». Аппликация «Автобус». |
Познакомить детей с автобусом и показать его отличие от других транспортных средств. |
Апрель |
«Путешествие по улицам города». Экскурсия к дороге. |
Познакомить детей с улицей, ее основными частями и назначением. Формировать понятия «тротуар», «дорога», «пешеход». |
Май |
«Поверь себя». |
Диагностика знаний детей по ПДД. |
Перспективный план занятий по обучению детей средней группы безопасному поведению на дороге.
Дата |
Тема |
Программное содержание |
Сентябрь |
«Крош и Светофор» |
Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах. Познакомить детей с разновидностями светофора, учить детей различать транспортный и пешеходный светофоры; воспитывать правила поведения у детей на дороге, используя сигналы светофора; развивать у детей внимательность. |
Октябрь |
«Бараш и автобус». |
Формировать у детей понятие «общественный транспорт». Расширять знания о видах общественного транспорта. Познакомить со знаками « место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «место остановки трамвая». Учить детей правильно обходить общественный транспорт. |
Ноябрь |
«Этикет для Смешариков в транспорте» (в картинках) |
Формировать основы культуры поведения в общественном транспорте. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Развивать речь. |
Декабрь |
«Веселое путешествие» |
Познакомить детей с некоторыми правилами поведения на улице и в транспорте; с понятиями «пассажир», «пешеход». Закрепить знание геометрических фигур и основных цветов; знание сигналов светофора. Развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать доброжелательное отношение к другим людям. |
Январь |
«Поезд» |
Дать понятие о железной дороге и железнодорожном транспорте. Расширить знания о видах транспорта. Воспитывать правильное поведение на железной дороге |
Февраль |
«Как Лосяш и Нюша учились переходить дорогу»
|
Познакомить с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход». Закрепить знания детей о светофоре и его сигналах. Развивать умение находить правильное решение в проблемной ситуации. Развивать мышление детей. Воспитывать понимание необходимости соблюдения правил безопасности на дорогах. |
Март |
«Нюша заболела» |
Расширять знания детей о видах транспорта. Познакомить с новым видом транспорта гужевым, правилами движения гужевого транспорта. Закрепить навыки ориентировки в пространстве. Воспитывать заботливое отношение друг к другу. |
Апрель |
«Как Лосяш и Нюша учились переходить дорогу. Продолжение»
|
Продолжать учить детей правилам поведения на улице. Познакомить с понятиями «дорога с односторонним движением», «дорога с двусторонним движением» и правилами их перехода. Развивать внимание. |
Май |
Правила дорожные знать каждому положено. |
Диагностика ЗУН |
Перспективный план занятий по обучению детей старшей группы безопасному поведению на дороге.
Дата |
Тема |
Программное содержание |
Сентябрь |
Как вести себя на улице. Наш микрорайон. |
1. Познакомить детей с основными улицами микрорайона, с движением транспорта по этим улицам. Прививать навык необходимости соблюдения безопасности на дороге. 2. Развивать глазомер, внимание. 3. Воспитывать культуру поведения на дороге. |
Октябрь |
В стране безопасных дорог.
|
1. Познакомить детей с понятием «опасная дорога»; упражнять в классификации транспортных средств по видам; закрепить знания детей о дороге и ее частях. 2. Развивать наблюдательность, внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, речь. 3. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. |
Ноябрь |
Где можно и где нельзя играть. |
1. Закрепить знания детей о правилах поведения на дороге. 2. Развивать чувство осторожности при движении на улице. 3. Воспитывать заботливое отношение друг к другу. |
Декабрь |
Бараш и дорожная азбука. |
1. Познакомить с понятием «дорожный знак», классификацией дорожных знаков и местами их установки. 2. Развивать мышление, внимание. 3. Воспитывать понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения. |
Январь |
Крош – регулировщик. |
1. Познакомить детей с понятием «регулировщик», объяснить, что обозначают жесты и положение корпуса регулировщика, каким сигналам светофора они соответствуют. 2. Закрепить знания детьми мест, предназначенных для игр. 3. Воспитывать |
Февраль |
Тормозной путь. |
1. Познакомить детей с понятием «тормозной путь»; упражнять в классификации транспортных средств по видам; 2. Напомнить об опасности перехода проезжей части перед близко идущим транспортом. 3. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге. |
Март |
Улица, где все спешат. |
1. Познакомить с специальным транспортом. Закрепить знание детей о различных видах транспорта. 2. Развивать умение производить классификацию. 3. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения. |
Апрель |
Двухколесный друг. |
1. Расширять знания детей о транспортных средствах. Познакомить с историей велосипеда и различными его видами. 2. Познакомить с правилами движения на велосипеде, соответствующими дорожными знаками. |
Май |
Грамотный пешеход |
Интеллектуальная игра. Диагностика з.у.н. |
Перспективный план занятий по обучению детей подготовительной группы безопасному поведению на дороге.
Дата |
Тема |
Программное содержание |
Сентябрь |
Правила для пассажиров и пешеходов. |
Добиться, чтобы дети усвоили понятия «пешеход», «пассажир» и получили |
Октябрь |
Запрещающие знаки |
Познакомить детей с группой предупреждающих знаков: «Осторожно дети», «Осторожно пешеходный переход», «Дорожные работы». Уточнить места установления этой группы знаков, их характеристики. Расширять знания детей о дорожных знаках. |
Ноябрь |
Предписывающие знаки. |
Познакомить детей с группой предписывающих знаков. Уточнить места установления этой группы знаков, их характеристики. Расширять знания детей о дорожных знаках. |
Декабрь |
Информационные и указательные знаки. |
Познакомить детей с группой информационно-указательных знаков. Уточнить места установления этой группы знаков, их характеристики. Расширять знания детей о дорожных знаках. |
Январь |
Знаки сервиса. |
Познакомить детей с группой знаков сервиса. Уточнить места установления этой группы знаков, их характеристики. Расширять знания детей о дорожных знаках. |
Февраль |
Предупреждающие знаки. |
Познакомить детей с группой предупреждающих знаков: «Осторожно дети», «Осторожно пешеходный переход», «Дорожные работы». Уточнить места установления этой группы знаков, их характеристики. Расширять знания детей о дорожных знаках. Учить детей излагать свои мысли; Воспитывать понимание необходимости соблюдения правил безопасности на дорогах и в транспорте. |
Март |
Перекресток. |
Познакомить детей с видами перекрестков, с понятием «перекресток». Повторить правила перехода улицы. |
Апрель |
Загородная дорога. |
Познакомить детей с понятием «загородная дорога». Познакомить с правилами движения по загородной дороге. Закрепить знание правил перехода дороги.. Развивать внимание. Воспитывать культуру поведения на дороге.. |
Май |
Экзамен светофора |
Диагностика ЗУН. |
IV. Внутренние локальные акты учреждения
1. Приказ «О назначении лица, ответственного за работу по организации обучения детей ППД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма».
2. Положение о дошкольной комиссии МКДОУ д/с № 229 «Жаворонок» «За безопасность дорожного движения»
Положение
о дошкольной комиссии
МКДОУ д/с № 229 «Жаворонок»
«За безопасность дорожного движения»
1. Общие положения
1.1. Положение о комиссии «За безопасность дорожного движения» принимается на общем родительском собрании ДОУ.
1.2. В состав комиссии «За безопасность дорожного движения» могут быть избраны родители — представители от каждой группы. Комиссия «За безопасность дорожного движения» избирается сроком на один год.
1.3. Комиссию «За безопасность дорожного движения» возглавляет председатель, которого избирают на своем заседании члены родительского комитета ДОУ.
1.4. В состав комиссии «За безопасность дорожного движения» педагогический совет дошкольного учреждения кооптирует одного из членов администрации дошкольного учреждения. Также в её состав могут быть включены представители заинтересованных ведомств (всего в составе комиссии должно быть не менее 9 человек).
1.5. В своей работе комиссия «За безопасность дорожного движения» руководствуется теми же законами, что и Совет дошкольного учреждения, и настоящим Положением.
2. Основные задачи и функции
2.1. Совершенствование условий учебно-воспитательного процесса:
— защита интересов воспитанников и их родителей;
— совершенствование учебно-материальной базы;
— помощь педагогическому коллективу в проведении тематических мероприятий;
2.2. Организация работы с родителями по педагогическому всеобучу.
2.3. Оказание помощи администрации дошкольного учреждения:
— в организации и проведении родительских собраний ДОУ (по вопросам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма);
— в привлечении родителей-профессионалов (водителей, сотрудников ГИБДД и т.д.) к проведению тематических лекций, бесед и экскурсий;
— в решении вопросов организации дорожного движения в микрорайоне дошкольного учреждения;
— в работе с родителями по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
3. Права комиссии «За безопасность дорожного движения» и организация работы
Комиссия «За безопасность дорожного движения» имеет право:
3.1. Обращаться с запросами и предложениями к администрации дошкольного учреждения и органам самоуправления и получать информацию о принятых мерах.
3.2. Получать достоверную информацию о решениях, которые принимают администрация и органы самоуправления, касающихся жизни и деятельности воспитанников.
3.3. Обсуждать локальные акты дошкольного учреждения.
3.4. Выносить общественные порицания родителям, не занимающимся воспитанием детей в семье.
3.5. Посылать благодарственные письма родителям воспитанников за хорошее воспитание ребенка, за активную помощь в проведении массовых мероприятий и т.д.
3.6. Председатель комиссии «За безопасность дорожного движения» является членом педагогического совета дошкольного учреждения и имеет право присутствовать и высказывать свою точку зрения на его заседаниях.
3.7. Комиссия вправе поставить вопрос об отзыве из состава и замене членов комиссии, которые не принимают участие в её работе.
3.8. Комиссия «За безопасность дорожного движения» принимает годовой план работы, который согласуется с заведующим дошкольного учреждения.
3.9. Комиссия проводит свои заседания в соответствии с годовым планом работы, но не реже одного раза в квартал.
3.10. Решения считаются правомочными, если на заседании присутствовало не менее половины членов комиссии.
3.11. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.
3.12. Председатель комиссии отчитывается в работе комиссии перед родительским собранием ДОУ и Советом дошкольного учреждения.
4. Делопроизводство:
4.1. Комиссия «За безопасность дорожного движения» ведет протоколы своих заседаний. Протоколы пишет секретарь, избранный комиссией.
4.2. Протоколы записываются в книге протоколов комиссии. Каждый протокол подписывается председателем комиссии и секретарём.
4.3. Протоколы хранятся в делах дошкольного учреждения.
Учебные пособия.
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
2. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2005.
3. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 2001.
4. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О. В., Гатченко Т. Г. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО».2011г. – 75 с.
5. Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М. : Просвещение, 2003.
6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 2001.
7. Дети и дорога: метод. комплект для воспитателей детских садов. - М., 1999.
8. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрунин. Таллин: Валгус, 2001.
9. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 2002.
10. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М. : ДОСААФ, 2002.
11. В.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М., «Тритий рим», 2007.
12. Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/ Н. В. Елжова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 173с. – (сердце отдаю детям) .
13. Кирилова, О. С. Красный - стой, зеленый - можно. Желтый светит - осторожно: для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кирилова, Б. П. Гучков. - Волгоград: Семь ветров, 2005.
14. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. - М. : Просвещение, 2007.
15. Правила дорожного движения: обучение дошкольников / авт. -сост Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: учитель, 2011.-219с.
16. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с.: цв. вкл.
17. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. – 3-е изд., допол. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
18. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.
19. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008
20. Газета по ПДД «Добрая дорога детства»
Дидактические материалы для детей
® «Азбука юного пешехода»
® «Безопасность на улицах города»
® «Дорога на зеленый свет»
® «Безопасность дорожного движения»
Настольно – развивающие игры
® «Внимание, дорога!»
® «Красный, желтый, зеленый»
® «Три сигнала светофора»
® «Моя улица»
® «Будь внимателен»
® «Что лишнее»
® «Дорожное лото»
Стенд для родителей «Позаботься о своей безопасности»
Детская литература
® Сказка «Огнехвостик» В. Ардов.
® «Если бы…» О. Бедарев.
® «Мой приятель-светофор» С. Прокофьев.
® «Светофор» И. Пляцковская.
® Дядя Степа-милиционер» С. Михалков.
® «Посмотрите, постовой» Я. Пишумов
® Загадки о транспорте.
® «Пассажир» А. Дорохов.
® Перекресток» А. Дорохов.
® «Законы улиц и дорог» И. Серяков.
® «Моя улица» С. Михалков.
® «Самый лучший переход» Я. Пишумов.
® «Волшебный мяч» Т. Шорыгина.
® «Как Стобед качался на качелях» Д. Орлова.
® «Как неразлучные друзья дорогу переходили» А. Иванов.
Видеофильм «Азбука юного пешехода»
В дошкольном учреждении созданы и оборудованы уголки по безопасности движения, изготовлены стенды, макеты улиц, перекрестков, светофоров, разработаны методические, дидактические материалы и пособия для занятий с воспитанниками
Для родителей в наличии консультации, памятки, буклеты по ПДД.
.
VI. Приложения.
Приложение №1
Памятка для руководства
дошкольного образовательного учреждения
При планировании мероприятий должны быть предусмотрены:
1. Работа с воспитателями по оказанию им методической помощи в проведении разнообразных форм проведения мероприятий по изучению Правил дорожного движения.
2. Активизация работы по предупреждению несчастных случаев с детьми на улице.
3. Создание и оборудование уголков по безопасности движения, изготовление стендов, макетов улиц, перекрестков, светофоров, разработка методических, дидактических материалов и пособий для занятий с воспитанниками.
4. Создание специальных площадок (атрибутов для занятий в помещении) для практических занятий по Правилам дорожного движения.
5. Работа с родителями по разъяснению Правил дорожного движения, проведение разных форм: собрания, конференции, совместные игровые программы, выставки-конкурсы творческих работ (рисунки, поделки).
6. Пропаганда Правил дорожного движения через городскую (районную) печать, телевидение «ВКТ», видеофильмы, участие в районных и областных творческих конкурсах (рисунки, плакаты, совместные работы детей и родителей, конспекты тематических занятий; методических разработок по проведению игровых программ, викторин, игр и др.). Оформление методической копилки по организации и проведению месячника «Внимание, дети!». Постоянный контакт администрации дошкольного образовательного учреждения с инспекторами ГИБДД – необходимое условие плодотворной работы по изучению Правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Приложение №2
Выписка из правил
Дорожного движения Российской Федерации
4. Обязанности пешеходов
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
5. Обязанности пассажиров
5.1. Пассажиры обязаны:
- при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме;
- посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
2. Общие обязанности водителей
2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности). При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.
21. Учебная езда
21.4. Обучаемому на автомобиле должно быть не менее 16 лет, а на мотоцикле – не менее 14 лет.
22. Перевозка людей
22.2. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей допускается только в исключительных случаях.
22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей». При этом с детьми должен находиться взрослый сопровождающий.
22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств.
Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.
24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных
24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
Приложение №3
Национальный стандарт РФ
ГОСТ Р. 52289-2004
"Технические средства организации дорожного движения.
Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. 120-ст)
(с изменениями от 8 декабря 2005 г.
Национальный стандарт РФ
Технические средства организации дорожного движения
ИСКУССТВЕННЫЕ НЕРОВНОСТИ
Общие технические требования. Правила применения
ОКС 93.080.30 ОКП 52 1000 Дата введения 2008-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р. 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "РОСДОРНИИ" (ФГУП "РОСДОРНИИ") по заказу Федерального дорожного агентства
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 "Безопасность дорожного движения" и Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. N 295-ст
Приложение № 4
технология проведения «минутки»
по безопасности движения
«Минутка» - это кратковременное занятие по безопасности движения (1-2 минуты), которое проводится воспитателем непосредственно перед тем, как дети пойдут домой.
Цель «минутки» - повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности». Ребенок, выйдя на улицу, осознанно или неосознанно изучает ее, познавая «секреты». Улица лишь на первый взгляд проста, а в действительности сложна, имеет ряд «ловушек» - обманчивых ситуаций.
Методика проведения «минутки»
Внимание детей переключается на вопросы безопасности движения путем разбора проблемного вопроса. Выслушав мнение нескольких детей по поставленному вопросу, воспитатель поправляет их и дает свое объяснение. Важно создание ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснения одного и того же явления детьми.
За день в дошкольном образовательном учреждении ребенок получает полезные сведения по безопасности движения, рассмотренные в проблемной и занимательной форме.
Продолжением «минутки», ее практическим приложением является движение детей из дошкольного образовательного учреждения по улице.
Детям предлагаются задания по наблюдению обстановки на улице (за движением автомобилей, пешеходов на остановках, перекрестках, обращение внимания по пути на различные предметы, мешающие обзору улицы).
Родители, сопровождающие детей, в процессе движения домой используют наблюдение и правильно оценивают обстановку, задавая детям вопросы.
Приложение №5
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
оборудования и учебных пособий в группе
по безопасности дорожного движения
1. Комплект диа- и видеофильмов.
2. Комплекты плакатов: «Красный, желтый, зеленый», «Правила дорожного движения», «Правила для велосипедистов», «Правила для пешеходов», «Причины ДТП» («Ловушки»), «Сигналы светофоров и регулировщиков» и др.
3. Макеты средств регулирования дорожного движения (светофоров): транспортные, пешеходные, для велосипедистов.
4. Методический уголок (материалы для воспитателей по проведению занятий и мероприятий по профилактике ДДТТ).
5. Набор дорожных знаков (на картоне)
6. Накопительные папки: «Использование местного материала на занятиях по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма (подборка материалов из местных газет), «Виды автомобилей» и др.
7. Настольные игры по ПДД: «Дорожное домино», «Мы – пешеходы», «Мы- пассажиры», мозаика «Виды автомобилей».
8. Подшивка газеты «Добрая дорога детства».
9. Стенды со сменным материалом: «Для вас, родители, «Этого могло не случиться» и др.
10. Стол – макет «Перекрестки и дороги» с набором макетов транспортных средств, средств регулирования, дорожных знаков.
11. Схема микрорайона ДОУ с указанием основных маршрутов движения воспитанников и опасные места на них.
12. Сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД.
13. Технические средства обучения (диапроектор, видеомагнитофон, компьютеры и другое оборудование необходимое для изучения правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Приложение №6
Рекомендации по оформлению уголка безопасности дорожного движения в дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящее время проблема детской дорожной безопасности стоит очень остро. Необходимо уяснить, что данный вопрос требует особого внимания, в соответствии со сложной и опасной ситуацией на дорогах. От несчастных случаев не застрахован никто, а тем более ребенок, который в силу своих психофизиологических особенностей не придает значения сложной дорожной ситуации.
Дети большое количество времени проводят в детском саду. И кто как не воспитатель должен донести до воспитанника информацию, которая сможет обезопасить его.
В связи с этим, в детском саду должны проводиться не только стандартные занятия по изучению Правил дорожного движения, но и всевозможные мероприятия: викторины, конкурсы, соревнования, направленные на усвоение детьми Правил дорожного движения.
Обязательным также является наличие в дошкольном образовательном учреждении уголка безопасности дорожного движения. Уголок должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым к его оформлению.
Основные требования к уголку безопасности дорожного движения:
- Месторасположение;
- Содержание;
- Функциональность.
1. Требования к расположению.
Уголок должен располагаться в вестибюле детского сада (на видном месте). Либо в коридоре, возле групп.
Это требование необходимо выполнять для того, чтобы предлагаемая информация была доступна большому количеству людей: не только воспитанникам, но и родителям, воспитателям и т.д.
2. Требования к содержанию.
1. Информация ГИБДД о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма (ежемесячные данные).
2. План работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
3. Информация о проводимых в детском саду мероприятиях, связанных с изучением Правил дорожного движения: игр, конкурсов, соревнований (сообщение о подготовке к ним).
4. Информация для родителей (детский сад должен обозначить задачи, проблемы и ознакомить с содержанием проводимых занятий по ПДД). Родители, ознакомившись с данной информацией, могут принимать участие в организации мероприятий.
5. Схема безопасного движения воспитанников по территории микрорайона детского сада:
® Приемлемый масштаб;
® Основные ориентиры;
® Обозначение дорог со всеми элементами;
® Все пути к ДОУ и обратно от ближайших остановок маршрутного транспорта и основных мест проживания воспитанников, с указанием особо опасных участков дороги (эти участки могут быть выделены красными кружками или восклицательными знаками).
6. Основные правила пешеходов (желательно с иллюстрациями).
7. Основные дорожные знаки для пешеходов (пешеходный переход, место остановки автобуса и (или) троллейбуса, место остановки трамвая, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход и т. д.).
3. Требования к функциональности
1. Уголок должен быть интересный, привлекающий внимание, красочно оформлен и легко читаем (правильно выбранный шрифт, цвет и т.д.).
2. Информация в уголке должна быть сменной (актуальной) (в зависимости от времени года, меняющейся дорожной обстановки в городе, районе и т.д.).
3. Размещаемая информация должна быть достоверной и грамотной.
Приложение №7
Критерии оценки безопасности маршрута движения воспитанников
на участках дорог, прилегающих к территории ДОУ.
1. Дорожный знак «Дети» (2 шт.): наличие, состояние, правильность установки (расстояние, высота, освещенность).
2. Состояние дорожного покрова (проезжей части и тротуаров) и его освещенность.
3. Наличие остановок и стоянок транспортных средств, объездных путей, влияющих на пешеходное движение.
4. Наличие постоянных и временных сооружений и предметов, захламленность на территории, прилегающей к детскому саду, влекущих ухудшение обзора, вынужденное нарушение маршрутов движение детей.
5. Наличие (при необходимости) и состояние пешеходных ограждений в местах подходов детей к ДОУ.
6. Наличие и состояние пешеходных переходов и их обозначений (светофоры, знаки, разметка).
7. Скоростной режим движения транспортных средств.
8. Направление движения транспортных потоков (необходимость переключения на другие направления).
9. Наличие ближайшего поста ГИБДД.
Приложение №8
ПАМЯТКА
для родителей по обучению детей правилам дорожного движения
u Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
u Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
u Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
u Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
u Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части.
Приложение № 9
ПАМЯТКА
для родителей по правилам дорожного движения
1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.
2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.
4. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
5. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.
6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.
7. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.
Приложение №11
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
по правилам и безопасному поведению на дорогах,
которыми должны владеть воспитанники
Ребенок должен знать правила дорожного движения:
· переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
· не играть на дороге или около проезжей части;
· переходить улицу только по пешеходному переходу;
· при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
· знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Ребенок должен уметь:
· с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
· различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
· называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
· отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Ребенок должен иметь представление:
· о работе работников ДПС;
· о работе водителя;
· о том, как водители заботятся об автомобиле;
· об автозаправочной станции, станции техобслуживания.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ В ДОУ
РУКОВОДИТЕЛЬ
|
· Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива; · Проведение инструктажей; · Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек и т.п.). |
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ |
· Определение места системы Обучения дошкольников правилам дорожного движения в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями. · Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению детей ПДД и организации предметно-развивающей среды: u уголки безопасности в группах; u информационные стенды для родителей; u площадка для практических занятий с детьми (на территории детского сада). |
ВОСПИТАТЕЛЬ
|
· Создание условий для обучения детей ПДД в группах: u оформление уголков безопасности; u подбор литературы, фотографий по ПДД; u изготовление атрибутов к играм. · Взаимодействие с родителями. |
МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК |
· Участие в оценке образовательной работы в дошкольном учреждении с точки зрения состояния здоровья детей. |
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
|
· Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД. · Подбор музыкальных произведений. |
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
|
· Помощь в организации предметно-развивающей среды. · Участие в праздниках, развлечениях по ПДД. · Проведение подвижных игр с детьми по ПДД. |
ПОМОЩНИКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
|
· Помощь в организации предметно-развивающей среды. · Участие в праздниках, развлечениях по ПДД. |
ФОРМЫ РАБОТЫ ДОУ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
С ПЕДАГОГАМИ |
· информационно-практические обучающие занятия, · анкетирование, · консультации, · выставки, · мастер-классы, · изготовление методических игр и пособий, · обзор литературы, · педагогические советы, · семинары, · конкурсы педагогического мастерства, · контроль; |
С ДЕТЬМИ |
· целевые прогулки, · свободная продуктивная деятельность, музыкально-игровые досуги, праздники, развлечения, театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли), · учебно-тренировочные комплексные занятия на территории велогородка, · беседы, выставки, · тематическая неделя по правилам дорожного движения, · чтение художественной литературы, · игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, интеллектуальная), · изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, · конкурсы, викторины, турниры, · выступления артистов театра «Куклы великаны», «Потешки», «Куклы смеются»; · диагностика; |
С РОДИТЕЛЯМИ |
· родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД, · сотворчество родителей и воспитателей, · совместные досуги, · анкетирование, · консультации, · помощь в организации ПРС, · просветительская деятельность, · беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. |